Запрос на достойную жизнь

В Кемеровском доме-интернате общего типа с помощью специалистов и специальных игр пожилые люди стали больше общаться и соответственно — чувствовать себя лучше. Фото Федора Баранова.
Кузбасс приступил к созданию системы долговременного ухода за гражданами с дефицитом самообслуживания. На первом этапе она будет ориентирована на лиц пожилого возраста и инвалидов. В дальнейшем станет вневозрастной.
Инициатива снизу
Наша газета уже писала о том, что с нынешнего года Кемеровская область вошла в число регионов, которые в рамках нацпроекта «Демография» приступили к апробации совершенно новых принципов оказания помощи людям с ограничениями здоровья. («Кузбасс» от 24.01.2019).
«Необходимость этого продиктована постарением населения и ростом числа людей, у которых снижается способность к самообслуживанию», — пояснила директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.
Именно эта общественная организация выступила инициатором создания «пилота» федерального уровня. Энтузиасты изучили международный опыт, и оказалось, что мир прошел то же, что сегодня проходим мы: дефицит кадров, ведомственную разобщенность, непонимание, как поддержать родственников немобильных граждан, которые оставались с бедой один на один… И выстроил свою систему помощи людям с дефицитом самообслуживания.
Познакомившись с ней, фонд «Старость в радость» вышел на президента Р. Ф. Владимира Путина. В итоге родились поручения различным ведомствам. Ответственным за реализацию нового подхода назначили Минтруд. В 2018 году пилотную модель апробировали в шести регионах РФ, в 2019-м список расширили до двенадцати, включив туда и Кемеровскую область. А за пять лет она будет распространена на всю Россию. В январе Елизавета Олескина приехала в Кузбасс, чтобы познакомить с проектом специалистов по соцзащите и медиков нашего региона.
«Раньше тема немощи и возможной зависимости от посторонней помощи в нашей стране как бы не существовала, — напомнила она. — Сегодня общество поднялось до осознания того, что старость — это не возраст дожития, а время новых возможностей. А государство начинает понимать, что нужно обеспечить высокое качество жизни не только людям с дефицитом самообслуживания, но и их близким. Поэтому мы говорим, что система долговременного ухода — комплексная. Она вообще для всех, кому на данном этапе жизни требуется помощь. Дефициты могут быть разными, и минимальными в том числе. Нужно выявить их, компенсировать и тем самым помочь человеку сохранить активность».
Участники программы
В ведомстве департамента социальной защиты населения (ДСЗН) Кемеровской области находятся 120 различных учреждений. В том числе 26 домов-интернатов и 46 центров социального обслуживания. Работают учреждения помощи семье и детям. Созданы центры социальной адаптации, временного и ночного пребывания для лиц без определенного места жительства…
«В первый год к проекту должны подключиться лишь два муниципалитета, где имеются центры социального обслуживания населения, дома-интернаты общего типа и психоневрологические, — уточняет заместитель начальника ДСЗН Наталья Чайка. — Но мы выбрали три. Анжеро-Судженск, который полностью соответствует этим условиям. Прокопьевск, потому что хотим внедрить систему долговременного ухода и в центральной части Кузбасса тоже. И частично — Кемерово. Здесь будут задействованы два дома-интерната, поскольку в Прокопьевске есть лишь центр социального обслуживания населения.
Также в Кемерове будет создан единый координационный центр для всего региона — на базе комплексного центра социального обслуживания населения в Кировском районе. Он станет отвечать за взаимодействие здравоохранения и социальной защиты. Со стороны департамента здравоохранения в проект вошли 15 медучреждений.
В нынешнем году в программу попадут кузбассовцы, находящиеся на социальном обслуживании на дому, клиенты четырех домов-интернатов и пациенты медучреждений названных городов, которых будут выписывать из больниц с дефицитом самообслуживания — после инсульта, например, или после пролеченного перелома шейки бедра. Прежде соцзащита могла с большим опозданием узнать, что на определенном адресе появился человек с такими проблемами. Теперь медики будут информировать нас об этом заранее».
«В результате такого подхода в 2018 году только за первые два месяца работы в пилотных субъектах РФ были выявлены 1660 проблемных граждан, — рассказал на встрече с кузбасскими специалистами руководитель проектного офиса фонда «Старость в радость» Александр Шкребело. — Ранее они с высокой долей вероятности получили бы дома осложнения и, возможно, скончались бы. Наш проект не дал развиться такому сценарию».
Новые акценты
Реализация системы долговременного ухода состоит из нескольких этапов: выявление людей с дефицитом самообслуживания, типизация их проблем по четкому алгоритму, разработанному с помощью ученых нескольких российских НИИ, и собственно компенсация дефицитных состояний. Это коснется не только «надомников», но и тех, кто проживает в домах-интернатах. В результате все получатели услуг будут разделены на шесть групп в соответствии с их функциональным статусом.
Каждой группе положен определенный объем внимания со стороны медиков и соцзащиты. Максимум, 28 часов в неделю, предоставят самым тяжелым пациентам. Система ориентирована на то, чтобы люди даже с очень большими ограничениями здоровья имели право и возможность жить не в казенном учреждении, а дома.
«В 2019 году мы планируем охватить около 6500 кузбассовцев. Получателей услуг из самых тяжелых групп, по опыту первых регионов-пилотов, будет не более 10%», — прогнозирует заместитель начальника ДОЗН Наталья Чайка.
По сути, в Кузбассе начинается перестройка всей системы социальной помощи населению. Вводится институт сиделки, которая будет заниматься пациентом наряду с медиками и соцработниками. В учреждениях-«пилотах» должны начать работу «школы родственного ухода» — для тех, кто не хочет определять своего близкого в дом-интернат. Будут усилены пункты проката технических средств реабилитации. Они помогут решить проблемы людей, у которых инвалидность пока не оформлена, а ходунки, стульчаки и прочий инвентарь уже нужны.
Центры дневного пребывания, известные в народе как «деДские сады», станут работать не только с «румяными» бабушками и дедушками, но также с маломобильными гражданами и стариками с деменцией. В домах-интернатах появятся круглосуточные отделения временного пребывания — для передышки родственников. Также здесь начнут внедрять новые социальные технологии, направленные на повышение активности и самостоятельности проживающих.