Зачем они звонят и сбрасывают?

— «Пустые» звонки, которые прерываются после нескольких секунд звукового сигнала или сразу, как берешь трубку, у меня раздаются дважды в неделю.
И еженедельно мне звонят из «открывшего в нашем городе центра аппаратной косметологии» и радостно сообщают: «Мы хотим предложить вам БЕСПЛАТНО…». Дальше я не слушаю. И всплывающие окна совсем достали.
Что нужно этим людям и как с ними бороться?
Марина. Белово.
Как избавиться от всплывающей рекламы?
В первую очередь необходимо обратиться к оператору. Если открыть никем не читаемый документ «Условия оказания услуг связи» (например, у меня «Мегафон»), то там черным по белому написано:
«Подписывая Договор, Абонент соглашается на весь срок его действия на:
14.14.2. получение рекламы при использовании Услуг, а также использование (обработку, передачу) сведений об Абоненте в целях продвижения товаров работ услуг Оператора и третьих лиц (за исключением сведений, составляющих тайну связи), в том числе путем осуществления прямых контактов с Абонентом с помощью средств связи…»
Поэтому первым делом идем либо в салон связи своего оператора и пишем заявление с просьбой отменить все рассылки, либо звоним оператору с той же просьбой (Мегафон — 0500, Билайн — 0611, Теле2 — 611, МТС — 0890, звонки бесплатные). Оператор избавит вас от надоедливых всплывающих сообщений и рекламных рассылок.
Если не помогает, пишем жалобу в ФАС (об этом ниже).
Телефонные звонки
У этих телефонные «хулиганов» одна цель — навязать вам какую-нибудь услугу, товар или работу. Это может быть кредит, домашний интернет, «бесплатное» медицинское обследование, что угодно.
Действуют спамеры по-разному. Некоторые звонят и тут же сбрасывают. Это нужно, чтобы заработать денег: вы перезвоните сами (вдруг что-то важное?), в итоге звонок обойдется вам в несколько сотен рублей. Бывает, что вы отвечаете на вызов с незнакомого номера, а на том конце провода упорно молчат. Так спамеры/мошенники проверяют активность абонента перед тем, как продать кому-нибудь базу телефонных номеров.
Имеют ли законное право звонить
Контакты с потенциальным потребителем услуг по телефону регулируются статьей 15 Закона о персональных данных и статьей 18 Закона о рекламе. Продвижение товаров или услуг посредством прямых контактов законно только в случае, если звонящий предварительно получил согласие абонента на получение рекламы таким способом.
Такое согласие вы могли дать, если заключали с этой компанией какой-то договор или оформляли дисконтные карты. В этом случае закон они не нарушают.
Как построить разговор
Ругаться, кричать и угрожать — бесполезно. Равно как и сбрасывать звонки, не брать трубку, вносить номер в черный список. На время блокировка, конечно, поможет, но операторы начнут звонить с других номеров. Продолжаться это все может бесконечно, поэтому лучше выстроить общение так:
- Начните разговор с вопроса «Откуда вы получили номер моего телефона?». Скорее всего, за этим последует какая-то легенда.
- В ответ на это можно сообщить, что согласия на обработку своих данных и на получение рекламы по телефону вы никому не давали.
- Потребуйте удалить ваши данные из базы звонящего, так как без вашего согласия все звонки незаконны.
Также можно предупредить, что при повторном нарушении закона вы будете жаловаться в соответствующие органы.
Возможно, после этого разговор закончится и беспокоить вас не будут.
Что еще можно сделать
Можно попробовать установить какую-нибудь программу, которая отображает информацию о звонящем: TrueCaller, Kaspersky Who Calls и другие аналоги, которых полно в AppStore и Google Play. Но «удовольствие» это платное — минимум 129 рублей в месяц, а то и больше.
Куда жаловаться, если совсем достали
С жалобами на оборзевших спамеров можно обращаться в два учреждения:
- В Роскомнадзор.
- В ФАС.
Если обращаетесь в Роскомнадзор, то в заявлении укажите, что хотите сообщить о нарушении закона «О персональных данных». Если пишете в ФАС — то о нарушении закона «О рекламе». Дальше опишите ситуацию: в такой-то день вам позвонили из организации (название надо запомнить или записать во время разговора). Предлагали такие-то услуги. Но вы согласия на получение рекламы этим нехорошим людям не давали, поэтому просите принять меры.
Обязательно укажите номер, с которого звонили. Можно прикрепить детализацию вызовов за тот день.
Ниже Ф.И.О., дата и подпись.
Заявление можно подать через форму на сайтах обоих ведомств, а можно по старинке отправить на бумаге. На всякий случай к письму можно приложить копию паспорта для подтверждения личности, иногда ее просят дослать.
Будет совсем хорошо, если вы записали беседу на диктофон: можно прикрепить аудиозапись к жалобе (понятно, что отправлять в этом случае жалобу надо через Интернет).
По итогам разбирательства спамеров ждут такие штрафы: до 75 000 рублей, если названивают без вашего согласия, и до 200 000 рублей, если они добыли ваши данные незаконно. Купили базу в Интернете, например.
А за навязчивую рекламу — получить штраф от 100 000 до 500 000 руб.
Кстати, можно озвучить эти цифры спамерам для подкрепления просьбы об удалении из базы. Мне лично, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, пару раз помогло.
Ссылки и адреса:
УФАС по Кемеровской области:
Порядок обращения граждан: //fas.gov.ru/approaches/send_to_fas?unit_slug=kemerovo
Адрес для писем: 650 000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. УФАС по Кемеровской области.
Роскомнадзор:
Форма обращения: //42.rkn.gov.ru/social/p6441/
Адрес для писем: 650 991, г. Кемерово, ул. Сарыгина, 7, ГСП-1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Автор: Анна Антипенко