ПОД ОГНЕМ ВРАГА. Ткаченко Иван Фёдорович.

Вячеслав Старцев
 560

Ткаченко Иван ФёдоровичТкаченко Иван Фёдорович

 — Родился я 12 августа 1924 года в селе Вознесенском, что на Дальнем Востоке, — вспоминает Иван Федорович Ткаченко.

— В нашей крестьянской семье было три сына. Я был средним. В 1933 году в селе был организован колхоз с названием «Вторая пятилетка».

Отец работал механизатором, мать — колхозницей. Жили, конечно, трудно, но дружно.

В конце 1938 года отца арестовали как врага народа и осудили на десять лет без права переписки. В 1956 году его реабилитировали, и мы узнали, что он после приговора был расстрелян. После осуждения отца нам поступила команда немедленно выселиться.

Так мы оказались в Белове у дальних родственников.

Мать стала работать путевым рабочим, и ей выделили комнатку в бараке. После окончания семи классов я вынужден был пойти работать на железную дорогу в цех связи. В 1942 году меня призвали в армию в железнодорожные войска в военно-восстановительный поезд, который формировался в Барнауле. А позднее из

Новосибирска под звуки военного оркестра этот поезд отправили на фронт. Среди нас было много специалистов-железнодорожников: мостовики, путейцы, связисты. До Москвы добирались два месяца. Бывало, за сутки проезжали только один перегон.

Затем нас повезли на Мурманское направление, где строилась железная дорога Обозерский- Беломорск. Единственной веткой, соединяющей Мурманск с Ленинградом, была Петровская железная дорога. Но ее в начале войны захватили немцы. В Мурманск же шло большое количество грузов по ленд-лизу. Поэтому Государственный комитет обороны принял решение о срочном строительстве обводной железной дороги протяженностью 800 километров. На сооружение этого объекта были брошены десятки тысяч заключенных, которые трудились в невероятно тяжелых условиях.

Я тогда надеялся, что отец жив, и мечтал встретиться с ним.

Несмотря на строгость режима, военнослужащие имели возможность общаться с заключенными, делиться с ними махоркой. Один из заключенных сказал мне, что на каждую уложенную шпалу приходилось пятнадцать человеческих жизней.

После окончания строительства наш восстановительный поезд обеспечивал под непрекращающимися бомбардировками немецкой авиации движение поездов с военными грузами.

Когда закончилась война, военная служба для меня продолжалась. Я восстанавливал связь от Москвы до Смоленска, от Смоленска до Вильнюса, и закончил службу только в 1949 году.

Домой вернулся с любимой девушкой, испытавшей, как и я, все тяготы войны. Она тоже служила связистом. Несмотря на трудное время, мы создали дружную семью, воспитали и вырастили троих детей.

Слушая воспоминания Ивана Федоровича о нелегком детстве, о военном лихолетье, поражаешься тому, что он сохранил все лучшие качества. В военные годы он — рядовой Советской Армии — добросовестно, под огнем врага, изо дня в день выполнял поставленные задачи. Был награжден медалью «За оборону Советского Заполярья».

На заводе «Кузбассрадио» Иван Федорович работал с 1956 года вплоть до ухода на заслуженный отдых. В его трудовой книжке 96 записей о наградах и поощрениях.

Автор: В. САРАХИН.

Ткаченко Иван Фёдорович фото 1

Сайт беловских ветеранов
ГлавнаяНовостиСтатьиБиографииО нас